ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из анализа развития правого регулирования и действующего законодательства можно сделать вывод, что существование некоммерческих организаций имеет давнюю историю. Первоначально самодеятельные организации граждан не различались по целям их деятельности, во многом носили "производственный" характер; особенно отчётливо это проявилось в средневековых корпорациях. Капиталистическое производство породило новую структуру социума; уже не все социально-значимые вопросы можно было решить посредством бизнеса, а формально-демократическое государство требовало соблюдения "правил игры" с участием политических объединений. Все это привело к возникновению института "некоммерческих организаций" в развитых правовых системах, хотя русское дореволюционное и советское право не имели категории "некоммерческая организация". В российской правовой системе этот термин был официально закреплён с 3 августа 1992 года.

Ныне источником норм о НКО являются международные договоры и иные международные документы, имеющие силу на территории России; Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные правовые акты (в т.ч. законы) субъектов РФ; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; корпоративные (локальные) нормативные акты НКО; договоры; акты судебной власти.

Некоммерческие организации - полноценные субъекты права. Вместе с тем, они обладают специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в их уставе. Основы правосубъектности НКО базируются на конституционно-правовых началах, особенно с учетом того фактора, что в соответствии с Конституцией России, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

По законодательству РФ, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). НКО признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также имеет самостоятельный баланс или смету.

Очень важна внешняя и внутренняя административная правосубъектность НКО, правильное регулирование трудовых отношений в НКО, внимательное ведение дел НКО как налогоплательщика. НКО несут ответственность наравне с другими организациями за те или иные правонарушения, причем применение мер ответственности возможно лишь в определенном процессуальном порядке. В случае нарушения прав и законных интересов НКО они могут избрать несколько вариантов защиты: в административном порядке путём подачи жалобы в вышестоящий государственный орган или прокуратуру; в судебном порядке через арбитражный суд; в уголовно-процессуальном порядке если виновный привлечён к уголовной ответственности, а НКО признано гражданским истцом.

Имеются особенности правового регулирования НКО в зависимости от их организационно-правовых форм и видов. В настоящей работе автор изложил своё видение системы НКО, обращая внимание на существенные стороны их организации и деятельности и даже не пытаясь "переписать" все нормативные акты, касающиеся НКО: по нашим подсчетам, их число приближается к тысяче. Если же читатели согласятся с тем, что перед ними своеобразный "юридический путеводитель" по НКО, то свою цель автор полагает достигнутой.

 

Hosted by uCoz