Логотип
Межрегиональная общественная организация инвалидов


 

Межрегиональная общественная организация инвалидов

"Союз инвалидов "ПАТРИОТ"

 

Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации и разъяснение п. 8 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г. № 18-п .

 

В Конституционный Суд Российской Федерации

103132, г.Москва, ул. Ильинка,21

Тверская областная общественная организация инвалидов

военной службы “Патриот”

г. Тверь, Комсомольский пр-т, д.4/4, офис 105

 

ХОДАТАЙСТВО

о разъяснении п. 8 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г. № 18-п “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 ФЗ от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1999 год” и статьи 1 ФЗ от 30.03.1999г. “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1998 год” в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов”

Конституционный Суд 23.12.1999г. принял Постановление № 18-п “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 ФЗ от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1999 год” и статьи 1 ФЗ от 30.03.1999г. “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1998 год” в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов”.

Однако на практике возникли вопросы по поводу применения положений указанного Постановления от 23.12.1999г., требующие разъяснения Конституционным Судом РФ:

1) Федеральным законом от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год” в п. б ст.6 предусматривалось, что от уплаты страховых взносов в эти фонды освобождаются общероссийские организации инвалидов, в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организации, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г. п. б ст. 6 был признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.

Таким образом, с 23 декабря 1999г. все общественные организации инвалидов получили законное основание для освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. До 23.12.1999г. наша Организация, которая не имела статуса общероссийской организации инвалидов, добросовестно производила предусмотренные Федеральным законом от 04.01.1999г. отчисления.

В соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса РФ “ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 настоящего Кодекса”. Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является возмещение убытков, более того, ст. 15 ГК предусматривает, что “лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере”.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г п. б ст.6 Федерального закона от 04.01.1999г. был признан не соответствующим Конституции РФ, а именно ее ст.19. Данное положение закона было признано дискриминационным, поскольку устанавливало необоснованные и несправедливые различия при предоставлении государственной поддержки общественным организациям инвалидов в зависимости от того, входят они в состав общероссийских организаций или нет, чем нарушался конституционный принцип равенства и, как следствие, - права и законные интересы инвалидов, являющимися членами общественных организаций инвалидов, не входящих в состав общероссийских общественных организаций. Согласно ст. 79 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” “акт или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу”.

Поскольку, ТООО ИВС “Патриот” в течение года осуществляла платежи во все внебюджетные фонды на основании нормативного акта, положения которого в последствии были признаны судом недействительными, у Организации имеются все законные основания для возмещения понесенных ею убытков в виде перечисленных за 1999 год страховых взносов во все государственные социальные внебюджетные фонды.

ТООО ИВС “Патриот” направила в Тверские отделения Пенсионного фонда РФ, фонда Социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ и фондов Обязательного медицинского страхования письма, в которых обосновала свою позицию по возврату денежных средств, уплаченных в фонды до 23.12.1999г. В удовлетворении наших требований нам было отказано по следующим основаниям:

так, Тверской территориальный фонд обязательного медицинского страхования обосновал свой отказ тем, что “перечисленные средства в фонды ОМС не являются излишне уплаченными, так как Конституционный Суд РФ постановлением №18-п признал неконституционными положения статей Федерального закона от 04.01.1999г. и Федерального закона от 30.03.1999г. 23 декабря 1999г. В соответствии со ст. 79 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу в момент принятия решения Конституционным Судом”, то есть наша Организация вправе не платить взносы в фонды ОМС с 24 декабря 1999г. (письмо от 03.05.2000г. исх. № 1127);

фонд социального страхования РФ Тверское региональное отделение – “действие Постановления от 23.12.1999г. Конституционного Суда РФ №18-п от 23.12.1999г. обратной силы не имеет и вступает в силу с момента его опубликования, на основании изложенного… требования по возврату перечисленных денежных средств … не подлежат исполнению” (письмо от 11.04.2000г. исх. №523/01-18).

Следует отметить, что в самом Постановлении № 18-п от 23.12.1999г. отсутствуют какие-либо указания или рекомендации по поводу возврата денежных средств, которые были уплачены общественными организациями инвалидов, не имеющими статуса общероссийских общественных организаций инвалидов и не являющимися их региональными и территориальными организациями, в государственные социальные внебюджетные фонды с 01.01.1999г. до 23.12.1999г.

2) Кроме этого, неоднозначно толкуется текст п.8 резолютивной части Постановления №18-п от 23.12.1999г.

Так, Пенсионный фонд Российской Федерации в своем письме от 02.03.2000г. № КА-16-27/1630 “О применении Федерального закона от 20 ноября 1999г. № 197-ФЗ” указал на то, что вопрос о хозяйственных обществах общественных организаций инвалидов, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и об организациях, единственным собственником имущества которых являются эти общественные организации, не являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Следовательно, на основании п. б ст. 6 Федерального закона от 20 ноября 1999г. № 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР в 2000 году могут быть освобождены хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов только общероссийских общественных организаций (в том числе созданных как союзы), их региональных и местных организаций, а также организации, собственником имущества которых являются только общероссийские общественные организации, их региональные и местные организации. Хозяйственные общества и учреждения других общественных организаций инвалидов права на льготу не имеют, как не предусмотренные п. б ст. 6 Федерального закона от 20 ноября 1999г. № 197-ФЗ.

Между тем, необходимо отметить, что п. б ст. 6 ФЗ от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1999 год” стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ именно в том объеме, в котором он был официально опубликован, а именно: от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования освобождаются общероссийские организации инвалидов, в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставных капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организации, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

п. 8 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г. предусматривает лишь, что п. б ст. 6 признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, следовательно данное положение также нуждается в дополнительном разъяснении.

3) В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.1998г. №7-п “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 05.02.1997г. “О тарифах взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997г.” в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов” был проведен анализ социально-правовой природы страховых взносов, которые плательщики уплачивают во внебюджетные фонды, и налоговых платежей.

Конституционный Суд РФ при рассмотрении обоснованности взимания страховых взносов (п.5 Постановления №18-п от 23.12.1999г.) воспроизводит положения указанного Постановления.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.02.1998г., исходя из Конституции РФ, применительно к правовому регулированию страховых взносов сформулировал ряд принципов – справедливости тарифооблажения, юридического равенства плательщиков сборов, равного финансового обременения, всеобщности тарифооблажения, а также принцип законного установления обязательных платежей. На этом основании, Конституционный Суд РФ определил, что признаки страховых платежей не позволяют отграничить их от налогов, поскольку по своему характеру они фактически не отличаются от налоговых платежей и сходны с ними по своей социально – правовой природе (п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.1998г.).

Таким образом, осуществляя регулирование отношений, возникающих в сфере взимания страховых взносов, законодатель должен руководствоваться и основными принципами законодательства о налогах и сборах (п.1 и 2 ст.. 3 Налогового Кодекса РФ)”. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в Постановлении от 24.02.1998г., в силу ст. 6 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

02.01.2000г был принят Федеральный закон “О внесении изменений в закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” №36-ФЗ, который в п.3 предусмотрел, что от уплаты НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских или иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50% общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций.

Ввиду неоднозначности толкования Постановлений Конституционного Суда РФ, местные органы власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты, которые имеют схожие позиции с федеральным законодательством.

Так, в соответствии с решением Тверской Городской Думы от 22.02.2000г. за № 27 на 2000 год “освобождаются от уплаты: налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы г. Твери, целевого сбора на содержание милиции, благоустройство города, нужды образования и другие цели общественные организации инвалидов, имеющие общероссийский статус и хозяйственные общества (предприятия), единственным учредителем которых они являются.”

В связи с вышеприведенным возникает вопрос: поскольку по своей социально – правовой природе страховые взносы и налоги и сборы сходны и фактически не отличаются по характеру, то распространяется ли действие Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г., которое было принято в отношении Федерального закона от 04.01.1999г., регулирующего уплату страховых взносов, на федеральные законы, регулирующие налоговые правоотношения?

Согласно ст. 83 Федерального Конституционного закона “О Конституционном Суде РФ” “решение Конституционного Суда РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым оно направлено”.

Тверская областная общественная организация инвалидов военной службы “Патриот” принимала участие в рассмотрении вопроса о несоответствии Конституции РФ положений Федерального закона от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1999 год”.

На основании изложенного и в соответствии со ст.83 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” Просим:

разъяснить п.8 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999г. № 18-п “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 ФЗ от 04.01.1999г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1999 год” и статьи 1 ФЗ от 30.03.1999г. “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд Социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды Обязательного медицинского страхования на 1998 год” в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов” в части:

1) возврата денежных средств, уплаченных общественными организациями инвалидов, не входящими в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, в государственные внебюджетные социальные фонды в период с 01.01.1999г. по 23.12.1999г.

2) освобождения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, не входящих в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, и организаций, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации;

3) освобождения от уплаты налогов и сборов общественных организаций инвалидов, не входящих в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, а также организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации..

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Федеральный закон РФ “О внесении изменений в закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость” №36-ФЗ от 02.01.2000г. (на 4 листах);
  2. Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 02.03.2000г. № КА-16-27/1630 “О применении Федерального закона от 20 ноября 1999г. № 197-ФЗ” на (3 листах);
  3. Решение Тверской Городской Думы № 27 от 22.02.2000г. “О предоставлении налоговых льгот” (на 1 листе);
  4. Письмо ТООО ИВС “Патриот” от 07.04.2000г. исх. № 37 в адрес Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования (на 2 листах);
  5. Письмо Тверского территориального фонда обязательного медицинского страхования от 03.05.2000г. исх. № 1127 (на 1 листе);
  6. Письмо ТООО ИВС “Патриот” от 07.04.2000г. исх. № 38 в адрес Фонда социального страхования РФ Тверское региональное отделение (на 2 листах);
  7. Письмо Фонда социального страхования РФ Тверское региональное отделение от 11.04.2000г. исх. № 523/01-18 (на 1 листе).

Всего: 14 (четырнадцать) листов.

Председатель Правления

ТООО ИВС “Патриот”

И. С. Рыбин


| Об организации | Новости | Наши проекты | Начало | Документы | Пишите нам |


Copyright © МООИ "Союз инвалидов "ПАТРИОТ" 1999

Hosted by uCoz